
![]() |
|
|||||||||||||||||||||
Бесхвостые самолеты были созданы английским конструктором Д. Данном. Проводя
аэродинамические эксперименты,. Данн значительно развил теорию
самобалансирующегося крыла типа Занония. Предложенное им стреловидное крыло в
отличие от крыла типа Занония имело явно выраженную стреловидность,
прямолинейные очертания, крутку вдоль всего размаха, жесткую заднюю кромку.
Постоянная хорда и большая отрицательная закрутка концов крыла уменьшили
опасность срыва потока, обтекающего крыло, на больших углах атаки. Эти
особенности крыла обеспечили большой запас и стабильные характеристики
устойчивости, что явилось причиной успешных полетов самолетов Данна.
В отличие от большинства своих предшественников Данн имел вполне четкие
представления о законах продольной устойчивости самолета и основывался на
принципе соблюдения продольного V между крылом и оперением. Рассматривая вопросы
продольной устойчивости бесхвостого самолета со стреловидным отрицательным
закрученным крылом, конструктор писал: "...так как угол наклона сечений крыла
уменьшается к его концам, то эти концы образуют двойное горизонтальное
оперение". Данн также проводил четкое разграничение между статической и
динамической устойчивостью самолета, справедливо отмечая, что стреловидность
крыла способствует демпфированию продольных колебаний К
Путевая устойчивость такого крыла должна была обеспечиваться стреловидностью и
расположенными на концах крыла вертикальными килями.
Д. Данном впервые была разработана на практике конструкция органов управления
бесхвостым самолетом - элевонов. Каждый из элевонов управлялся своим рычагом.
Для продольного управления рычаги отклонялись одновременно, для управления
курсом - дифференцированно. Рычаги могли жестко фиксироваться в любых положениях
(это показывает, насколько Данн рассчитывал на высокую устойчивость самолета).
На основе опыта испытаний первых моделей и планеров с самоустойчивым
стреловидным крылом Данн строит бесхвостый самолет Этот самолет представлял
собой двухместный биплан со стреловидным крылом и двумя установленными по бокам
фюзеляжа толкающими винтами, которые приводились во вращение с помощью цепной
передачи от двигателя, расположенного в фюзеляже.
Самолет D.5 совершил первый полет 11 марта 1910 г., а в мае того же года уже
выполнял полеты дальностью свыше 3 км . В декабре 1910 г. на этом самолете Данн
впервые в истории авиации продемонстрировал продолжительный полет без
использования органов управления. Авторитетная комиссия, в состав которой входил
О. Райт, в отчете об испытаниях отмечала: "Во втором полете, продолжительностью
2 минуты 29 секунд, мистер Данн делал заметки на листе бумаги во время полета...
Бумага была не жесткая и требовалось использование обеих рук для того, чтобы
делать эти заметки карандашом, что показывает, что обе руки были сняты с рычагов
управления на время, необходимое, чтобы сделать записи во время полета. При
снижении после выключения двигателя мистер Данн поднял обе руки в воздух и
продолжал держать руки в том же положении во время посадки" .
В 1911 г. Данн построил и успешно испытал несколько бесхвостых монопланов , но
вскоре прекратил разработку самолетов подобного типа, так как военное
министерство Англии выдвинуло требование о применении только бипланной схемы
из-за частых поломок крыльев монопланов.
Последующие самолеты Данна являлись модификацией хорошо себя зарекомендовавшего
самолета D.5. Характер изменений показывает, что
Данн стремился упростить их конструкцию, повысить надежность и
улучшить управляемость. Два толкающих винта с цепным приводом были
заменены
одним с прямым приводом от двигателя. Для улучшения управляемости своих
самолетов Данн увеличивает площадь поверхностей управления, использует
однорычажную систему управления . В результате проведенной работы были
построены
самолеты, вполне пригодные для продолжительных полетов. Это
подтверждается тем,
что 19 августа 1913 г. на биплане D.8 был совершен перелет через Ла-Манш
.
Лицензионное производство бесхвостых бипланов Даниа некоторое время вели
фирмы "Ньюпор"
(Франция) и "Бэрджис" (США) .
ЛТХ: | ![]() |
Модификация | D.5 |
Размах крыла, м | 14.00 |
Длина самолета,м | 6.20 |
Высота самолета,м | 3.51 |
Площадь крыла,м2 | 49.00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | |
максимальная взлетная | 705 |
Тип двигателя | 1 ПД Green |
Мощность, л.с. | 1 х 50 |
Максимальная скорость, км/ч | 70 |
Крейсерская скорость, км/ч | |
Практическая дальность, км | |
Практический потолок, м | |
Экипаж, чел | 2 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий